Про "индивидуальное строительство" в СССР

brekhoff

15 ноября, 2011

Раз уж задали мне тут вопрос про индивидуальное строительства в СССР и «ацкий дефицит стройматериалов» от которого-де, все эти поганки и уёбища развелись ,то несколько постараюсь этот вопрос развернуть от неча делать.

Сразу скажу, что это так, обзорненько, не слишком вдаваясь в детали, но чисто чтоб снять некоторые особо будирующие вопросы.

Во-первых, граждане, рассуждая о реалиях СССР (да и вообще о временах минувших) почему-то вечно сворачивают на полное непонимание реалий прошедшего, предъявляя к нему претензии из нашего «прекрасного далёка» (ну вот это: «При Сталине не было HDTV! – незабудимнепростим!»), забывая об обстоятельствах места и времени, присущих данному периоду и не желая понять невозможность применения критериев «сегодняшнего» к совсем другому и по другому устроенному. К чему вот эти возмущения: «Как так, нельзя было пойти на рынок и купить плитку того цвета, как я желаю? Ой, ужас-то какой!». Да, в целом такой вариант был затруднителен (но не невозможен вообще!). Ну, так сие происходило довольно давно, знаете ли. И «евроремонт» с синтетическими керамогранитами 100 тыщь оттенков вообще приобретение не такого уж давнего времени, и эти «отстойные бумажные совковые обои» в панельках – это точно такая же реальность Европы того времени, и она не так уж далеко от нас в этом смысле убежала. И «финские унитазы», за которыми гонялись в СССР – далеко не так уж стали  доступны финским дояркам и техасским сантехникам,  что бы об этом не размышляли граждане, не выбиравшиеся «на Западе» недальше стен хорошего отеля и туристического района Парижу.

Ну, и второе. Это сейчас у нас «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», поэтому граждане, когда слышат, что кирпич, как сейчас, трудно было купить на рынке впадают в ужас и начинают заламывать руки: «В СССР невозможно было ничего построить! Ай-вай!»

Так вот, «индивидуальное строительство» в СССР и «повышение качества частных жилищных условий»  не было «делом рук самих утопающих» и в подавляющей своей части решалось на государственном уровне. Исходя из этого любое «индивидуальное строительство» можно поделить на:

Индивидуальное строительство в сельской местности для колхозников, совхозников и т.д.
Индивидуальное строительство в «частном секторе» городов и посёлков.
Индивидуальное строительство дачных посёлков, в садовых товариществах и т. п.

Так вот. Практически не в одном из вышеописанных пунктов гражданину самому не имелось необходимости «бегать по стройрынкам». В идеале – любое строительство осуществлялось не самим гражданином, а так или иначе, грубо говоря, государством, либо при его непосредственном участии, исходя из Конституционного права на жильё. Например, колхозник, либо приехавший в село специалист, обеспечивался жильём от колхоза и засчёт колхоза(совхоза и т д). Нуждающийся в жилье колхозник обращался в правление, где ему в случае необходимости и выделяли все необходимые стройматериалы, рабсилу и т д, потребные для строительства. В принципе – колхозник мог и за свои деньги построить всё потребное, но для этого он должен был получить землеотвод, разрешение на строительство от сельсовета, а затем мог с этим разрешением обратиться в колхоз (в принципе, как посредника стройорганизации) или напрямую к строительной организации.

  Существовали целые ПСК – передвижные строительные колонны, а так же и отдельные артели выполняющих такие работы. Пресловутые «шабашники», ССО и прочее. При выполнении такого рода работ им централизованно выделялись все потребные стройматериалы, и бегать за каждым мешком цемента гражданину не приходилось, чему так ужасаются нынче, мол, «как так досок не продавали!».

У самого такого принципа были несомненные плюсы: отсутствие уж совсем отстойных трущоб-самостроев. Все работы выполнялись по нормам, правилам, утверждённым проектам. Конечно, многое зависело и от платёжеспособности того или иного колхоза, сельского поселения и т д. Понятно, что после войны хором не городили. С другой стороны: колхозы-миллионеры лепили своим жителям более чем приличные коттеджные посёлки. Но и откровенных фавел не появлялось.
Следующий плюс: централизация и индустриализация строительства. Утверждённые СниПы, нормы, распределение стройматериалов максимально рационально.

При этом ситуаций нынешних «Речников» и «бань Пугачёвых», со всеми сопутствующими им сегодня и трагедиями и фарсами не возникало.
Существовали целевые ссуды на строительство, давая которые государство не допускало разбазаривания средств и  наживы отдельных личностей. Обдирания как липку за картонную хибару особо шустрыми дельцами, как сейчас, - не наступало.

Понятное дело, всяким «нестандартным личностям» такой порядок – серпом по яйцам: «ай-вай, как же так – я хочу в три этажа и с башенками!». Извините, но денег на трёхэтажные особняки с башенками не было даже у академиков, о чём этот вой-то? Рублёвские особняки – это не торжество «правильного экономического уклада», а лишь следствие того, что тысячи и тысячи людей переместились в картонные коробки и колодцы теплотрасс, а миллионы других живут не просто в трущобах, но трущобах, намного хуже, чем даже «средний житель». Да, были и бараки, были и коммуналки, но такого ,как сейчас расслоения на коробки, сгнившие бараки и квартиры в монолит-кирпичах  и многоэтажные особняки – не было. Дача Брежнева – двухэтажный сруб, площадью меньше, чем сейчас у какого-то лавочника «сауна».

Далее. Кроме собственно сельского индивидуального строительства было частное строительство в городах и посёлках. Там всё выполнялось примерно так же, но исполнительным органомбыли не колхозы и сельсоветы, а предприятия, на которых работали нуждающиеся в жилье или его расширении и местные исполкомы. Они имели и свои фонды, и квоты на строительство, из которых и распоряжались для обеспечения индивидуальным жильём своих рабочих и жителей.

Кстати.Мне тут пришлось недавно в архиве копаться за один 30-какой-то лохматый год по вопросу про выделение участков под строительство. Такое впечатление, что весь Сергиево-Посадский горисполком только тем и занимался, что выделял участки, утверждал акты купли-продажи домов и утверждал подряды на выполнение строительных работ кучей артелей, занимавшихся этим строительством. Так что слухи о невозможности приобрести или построить дом в СССР – сильно преувеличены. Правда, таких приколов, чтоб втараканить на 6 сотках садового товарищества многоэтажку и подключиться к коммуникациям без всяких разрешений – да, такого – точно не было.

Понятно, что качество строительства весьма зависело и от времени, и от зажиточности предприятия: те, что попроще – строили простые избы или бараки, но были и прекрасные особнячки или коттеджи, как отдельные, так и на несколько квартир. Но непреодолимого расслоения, тем не менее не наблюдалось.

Единственно-актуальным пунктом именно «самостроя» были именно дачи и садово-огородные товарищества, но тут опять о разном. Все дачи, а так же как и огородные товарищества были не личным творчеством, а представляли объединившихся членов определённого, обычно производственного сообщества. И именно профсоюз этого производственного предприятия, союза писателей, или, там, райкома комсомола решал все производственные вопросы с выделением материалов.

«Ведомственные дачи» - так там не кооператив, а ХОЗУ определённого предприятия, организации и т д. То есть академик или писатель въезжал в уже готовую дачу,  или как участник «оргкомитета ДСК» своей организации занимался проектированием и утверждением типовых проектов, по которым затем строили дачи, и в которые он въезжал. При этом такие дачи были «ведомственными», и по идее, гражданин, перестав быть членом организации, от которой ему дали всё это великолепие, автоматически от ней освобождался. Это в теории. На самом деле – всё это дело передавалось по наследству, а потом, в наши времена – приватизировалось.

Все стройматериалы, таким образом, шли через ХОЗУ соответствующих организаций. Несмотря на все плачи «самим академикам за унитазами бегать не приходилось», что бы там не кричали некоторые. И привезут, и поставят, соответственно рангу. И всё – забесплатно, между прочим!

Далее: Садовые товарищества, кооперативы и т д. Вот эти – и вправду строились абы-как. Мели, Емеля – твоя неделя! Только почему-то забывают указать, что всё это был противозаконный самострой. Строительство на садовых участках было крайне ограничено (это – закон. Вам он может не нравится – не берите садовый участок! Вступите в Союз Писателей, и получите что хотите!). При этом садовые товарищества не существовали сами-по-себе, а были отделениями профсоюзов и предприятий. У нас вот на участках все строительные работы по расчистке территории, насыпке дорог, откопу дренажа, электричеству, трансформаторам, столбам и прочему занимался завод, от которого мой отец получил участок в товариществе. Точно так же через завод получали стройматериалы получали те, кто начал у нас строиться. Зато, повторюсь,  - не возникало проблем «Речника». Садовые товарищества – они для огородов, а не для вилл, как многие неправильно поняли.

Вообще – ацкая совецкая власть очень лояльно относилась к своим гражданам. Поэтому проходы с экскаваторами против дачных домиков, возведённых незаконно – это экстрим, никогда невиданный. 

Этим пользовались граждане, возводя незаконные постройки на территориях законом непредназначенных. Оттуда – и эти уродцы из дощечек из ящичков, и прочий ужас строителя…

Но ведь это – не советская черта, как только вожжи отпустили – так строить такое стали все и кругом где не попадя! Количество уродцев, опасных во всех отношениях возросло до небывалого уровня. В 2010 сгорали деревни и СНТ полностью – оттого же. «Нам насрать на эти нормы!» « Почему это пожарный прогон? – на хер он не нужен! Продадим, и будет красиво!»  Ну да, без пожарных водоёмов и общественных колодцев стало вообще красиво! Метки: СССР, бла-бла-бла, мы стоили-строили, размышлизмы